Развитие российского миноносного флота

С появлением торпеды Уайтхеда, в России в 1876 году началась самостоятельная разработка этого нового оружия. В 1877 году на русских верфях было заложено 90 миноносок (водоизмещение-23 т, мощность механизмов-200-250 лс, скорость-16 узлов), и еще 10 заказано в Германии. Вооружение миноносок состояло из одного торпедного аппарата в носу. Черноморский флот заказал 6 таких миноносок, еще 8 отправили с Балтики. В 1878 году в виде опыта был построен более крупный миноносец Взрыв -Миноносец Исполнительный водоизмещение-134 т, мощность механизмов-800 лс, скорость- 15 узлов, один подводный торпедный аппарат. Первым судном получившим название миноносец можно считать русский Батум, заказанный в Англии в 1880 году. Его скорость-22 узла, вооружение- 2 торпедных аппарата, одна пятиствольная 37 мм пушка Гочкиса. Благополучный переход Батума из Англии в Черное море вызвал во всех государствах постройку мореходных миноносцев. До 1886 года строится ряд миноносцев водоизмещением 70-100 т, со скоростью 18-20 узлов, с подобным вооружением. В 1884 году во Франции для Черноморского флота был заказан миноносец Поти (73 т, 18,5 узла). По этому типу на Балтике было построено четыре миноносца: Лахта, Луга, Нарва, Котлин, и один миноносец для Черного моря: Измаил. В 1886 году было построено еще два миноносца: Свеаборг и Ревель (100т, около 19 узлов), в Германии заказано 9 миноносцев типа Або (86 т, около 20узлов), а также несколько миноносцев заказано в Англии, Франции и построено у себя. В дальнейшем до 1898 года на русских заводах и на заказ строится большое количество миноносцев водоизмещением 90-150 т, со скоростью хода 20-25 узлов. Эти миноносцы имели один носовой неподвижный Миноносец 'Буйный'>торпедный аппарат, один или два поворотных аппарата на верхней палубе и две 37 мм пушки. Этим миноносцам ввиду их большого числа был присвоен номер, а не название; поэтому их называли номерными миноносцами. Так как миноносцы в 100 т могут считатьса мореходными лишь условно, то возникла идея миноносцев-крейсеров. В 1886 году был построен минный крейсер <font color=Лейтенант Ильин ( 700 т водоизмещение, 3550 лс мощность, 20 узлов скорость, вооружение: 5-47 мм, 10-37 мм, 5 надводных торпедных аппаратов) для Балтики, а в 1889 году Капитан Сакен (600 т водоизмещение, 3400 лс мощность, 18,5 узлов скорость, вооружение: 6-47 мм, 4-37 мм, 3 надводных торпедных аппарата) для Черного моря. Оба корабля имели 20-мм покатую броневую палубу над машинным и котельным отделениями. В 1890 году в Германии был построен для Черного моря минный крейсер Капитан-лейтенант Казарский (415 т водоизмещение, 3400 лс мощность, 21 узел скорость, вооружение: 6-47 мм, 3-37 мм, 2 надводных торпедных аппарата), а по его типу еще пять кораблей: Посадник, Воевода, Гайдамак, Всадник, Гридень. В 1896 был построен последний минный крейсер Абрек (538 т водоизмещение, 4500 лс мощность, 21 узел скорость, вооружение: 2-75 мм, 4-47 мм, 2-37 мм, 2 надводных торпедных аппарата). Ввиду стремительного развития встал Эсминец Пограничниквопрос о борьбе с этим новом видом оружия. Были введены противоторпедные сети, прожектора, усилена малокалиберная скорострельная артиллерия. Сами же миноносцы стали развиваться в двух направлениях - собственно миноносцы (увеличение торпедных аппаратов) и истребители неприятельских миноносцев (увеличение артиллерии) получивщие название контрминоносцев или дестроеров. Крейсер Абрек не мог удовлетворить требования истребителя, поэтому в 1895 году в Англии был заказан истребитель Сокол, своими качествами вызвавший большой интерес во всем мире. Впервые в мире он был построен из никелевой стали. При водоизмещении 240 т (длина-58 м, ширина-5,64 м, осадка-2,12 м) и мощности механизмов 4400 лс он развил скорость 29,7 узла. Вооружение: 1-75 мм, 3-47 мм, 2 торпедных аппарата. В 1899-1901 годах было заказано 5 миноносцев водоизмещением 312 т, со скоростью хода 26 узлов и вооружением как у Сокола. По этим образцам в России строится ряд миноносцев и истребителей. К 1902 году в списках флота находилось 55 истребителей и 86 миноносцев. В 1905 году в постройке находилось еще 26 миноносцев. Удачное использование японцами миноносцев во время боя при Цусиме создало коренной переворот в развитии минного флота. Начался Эсминцы типа Новикбыстрый рост скорости, вооружения, дальности плавания и, следовательно, водоизмещения и мореходности. Появился новый тип корабля - эскадренный миноносец. В 1905-1906 годах были созданы увеличенные миноносцы, построенные на средства, собранные в народе путем добровольных пожертвований. Это 560-640 тонные корабли, скорость хода 25-27 узлов, вооружение: 2-75 мм, 4-57 мм, 1 однотрубный и 1 двухтрубный торпедные аппараты. Всего построено 14 таких кораблей: Кондратенко, Украина, Московитянин, Сибирский стрелок, Эмир Бухарский, Доброволец и другие. От этого промежуточного типа делается решительный переход к постройке крупных быстроходных миноносцев, используя все достижения своего времени: вводятся паровые турбины, нефтяное отопление котлов, никелевая сталь для корпуса, высокий полубак для увеличения мореходности. В 1910 году на Путиловской верфи заложен эскадренный миноносец Новик водоизмещением 1280 тонн, со скоростью хода 36,92 узла (на ходовых испытаниях 37,3 узла), мощность механизмов около 40000 лс, двигатели - 2 паровые турбины. Вооружение: 4-102 мм, 4-7,62 пулемета, 2 двухтрубных торпедных аппарата. По этому типу в 1912-1914 годах были заложены для Балтики - 36 эсминцев, а для Черного моря - 9 эсминцев (в 1915 году еще 8). Мировая война прервала их постройку, треть эсминцев была закончена к 1917 году. Остальные остались на стапелях или на плаву в недостроенном виде. Первые были разобраны, а вторые достроены Советской властью.

Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940

на главную страницу