Подводные лодки Российского Императорского флота.

Развитие подводного флота в России, после отдельных неудачных попыток, началось в 1902-1903 годах. Используя накопившийся к тому времени опыт постройки лодок во Франции и США, Морское ведомство приступает к разработке своего проекта. Проект был поручен Балтийскому заводу под руководством корабельного инженера И.Г. Бубнова и капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева. По этому проекту в 1903 году была построена подводная лодка Дельфин водоизмещением 113/123 тонны, с одним бензиномотором Даймлера и с одним электромотором, скорость хода лодки 9,0/5,5 узла, вооружение состояло из двух бортовых решетчатых торпедных аппаратов системы Джевецкого. Во время стоянки у стенки Балтийского завода эта лодка была залита водой через открытый люк от волны проходившего мимо парохода и затонула. В дальнейшем она была поднята и отремонтирована.
Затем Балтийским заводом был представлен проект лодки водоизмещением 140/177 тонн, с бензиновым и электромотором, со скоростью хода 8,5/5,0 узлов, вооруженной 4 торпедными аппаратами системы Джевецкого. В 1904 году по этому проекту было заложено шесть лодок типа Касатка, поверх стального корпуса они были покрыты деревянными досками и медными листами. В это же время в США покупаются две лодки - Сом (водоизмещение 105/122 тонн, бензиновый двигатель и э лектромотор, скорость 9,0/6,9 узла, вооружение состоит из одного носового торпедного аппарата) и Осетр (водоизмещение 153/187 тонн, 2 бензиновых двигателя и 2 электромотора, скорость 8,5/6,0 узла, вооруженная 2 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами). Все эти лодки были отправлены по железной дороге во Владивосток.
На Невском заводе заказывается несколько лодок типа Голланда, а в Либаве собираются лодки американского проекта типа Протектор, по мере готовности они также отправляются во Владивосток. Туда же была отправлена малая 14 тонная лодка Форель с одним электромотором, подаренная Германией России.
В 1905 году на Балтике находилось в строю шесть подводных лодок и четырнадцать лодок на Тихом океане. Хотя эти лодки и не принимали непосредственного участия в боевых действиях русско-японской войны по причине неподготовленности команд и малой автономности, но их моральное воздействие на японцев было несомненно. Этим можно объяснить отсутствие тесной блокады Владивостока. Во время гибели японского броненосца Хатсусе, подорвавшегося на русской мине у Порт-Артура, Японские корабли энергично стреляли в воду, полагая, что корабль был торпедирован русской подводной лодкой.
В1908 году подводная лодка Лосось была отправлена на Черное море.Подводная лодка 'Минога' Заказывается лодка Минога водоизмещением 123/152 тонны, со скоростью хода 10/5 узлов с двумя носовыми торпедными аппаратами. На основании опыта постройки малых подводных лодок, в 1905-1906 годах на Балтийском заводе заказывается лодка Акула по проекту И. Г. Бубнова (водоизмещение 370/468 тонн, 3 двигателя Дизеля и 1 электромотор на среднем валу, 3 винта, скорость хода 11,5/6,5 узла, вооружение - 2 носовых, 2 кормовых и 4 бортовых торпедных аппарата) и на Охтенской верфи четыре однотипные лодки: Кайман, Крокодил, Аллигатор, Дракон (водоизмещение 409/482 тонны, 2 бензиновых двигателя и 2 электромотора, скорость хода 10,4/7,3 узла, вооружение: 2 носовых, 2 кормовых, 2 бортовых торпедных аппарата). В этот же период времени заводу Круппа в Германии заказываются три подводные лодки: Карп, Карась, Камбала по типу германских лодок с водоизмещением 205/235 тонн, скоростью хода 11/9 узлов, вооруженные одним носовым торпедным аппаратом. Эти лодки и лодка Судак Невского завода, были закончены в 1908 году и отправлены в Черное море.
В 1907 году в Петербурге строится лодка Почтовый по проекту Джевецкого водоизмещением 134/146 тонн, с единым типом двигателя, состоящего из двуух бензомоторов, со скоростью хода 11,4/6,2 узла, вооруженная 4 бортовыми торпедными аппаратами. Лодка на испытаниях обнаружила ряд недостатков - тесноту и плохие условия обитаемости, высокая температура внутри корпуса, пузырчатый след при подводном ходе. В 1913 году ее поставили на прикол. Постройка лодок Акула, Минога и типа Кайман задержалась до 1910 года. На первых двух лодках впервые были установлены двигатели Дизеля мощностью 240-300 лс. С этого времени и на старых лодках бензомоторы постепенно заменяются на дизельные двигатели.
После русско-японской войны интенсивное и поспешное строительство подводных лодок, вызвавшее в дальнейшем ряд переделок, прекратилось. Опыт плавания действующих подводных лодок приводит к необходимости постройки более крупных и мореходных лодок с большим районом действия и усилением вооружения, включая установку артиллерии. Разнообразие типов лодок, затрудняющее группирование их в дивизионы прекращается. Лучшими признаются лодки Акула и типа Голланда, и намечается их дальнейшее развитие.
С 1911 года начинается новый этап строительства подводных лодок. В Николаеве закладываются три лодки Морж, Тюлень, Нерпа по проекту И. Г. Бубнова и три лодки Нарвал, Кит, Кашалот по типу Голланда. Это первые в русском флоте мореходные лодки, предназначенные для боевых действий в открытом море. У прежних лодок радиус плавания полным надводным ходом не превышал 600 миль, у новых лодок он доходит до 2400-3000 миль, при подводном ходе радиус действия остается в пределах 30 миль, у лодок типа Голланда он повышается до 50-70 миль. Лодки типа Нарвал имели двойной корпус в средней части, остальные однокорпусные. Лодки типа Морж - водоизмещение 630/758 тонн, скорость хода 10,8/7,8 узла, вооружены 2 носовыми, 2 кормовыми и 8 бортовыми торпедными аппаратами. Лодки типа Нарвал - водоизмещение 621/994 тонн, скорость хода 13,0/11,3 узла, вооружены 2 носовыми,2 кормовыми и 4 бортовыми торпедными аппаратами. С началом мировой войны двигатели для них, заказанные в Германии, не могли быть получены, поэтому на них использовались двигатели с Амурских канонерок и Американские двигатели, полученные через Владивосток.
В 1912 году для Балтийского флота на Балтийском заводе заказано шесть подводных лодок типа Барс и заводу в Ревеле заказано 12 таких же лодок. Эти лодки водоизмещением 650/780 тонн, со скоростью хода 11,0-12,0/7,7 узла, торпедное вооружение - 2 носовых, 2 кормовых, 8 бортовых аппаратов, установлена артиллерия - 2- 55 мм, 1- 37 мм орудия и 1 пулемет. Достройка лодок осуществлялась на Балтийском заводе. В том числе был заказан подводный минный заградитель Ерш, имевший только 2 носовых торпедных аппарата и 42 мины заграждения в корме. Инициатива постройки подводных минных заградителей принадлежит России - первым подводным минзагом являетсяМинзаг 'Краб'Краб по проекту инженера Налетова, после длительных испытаний законченный в 1915 году. При водоизмещении 512/722 тонны, скорости хода 11,8/7,1 узла, двух носовых и двух бортовых торпедных аппаратов, он вмещал 60 мин заграждения.
В начале 1914 года, ввиду усложнившейся политической обстановки, в Италии была приобретена подводная лодка водоизмещением 260/313 тонн, этим было предупреждено приобретение ее Турцией. Кроме того, в США приобретены 6 лодок типа Голланда: АГ-21 - АГ26 водоизмещением 335/434 тонн, со скоростью хода 13,0/10,5 узлов, вооруженные 4 носовыми торпедными аппаратами. Окончательная сборка этих лодок осуществлялась в Николаеве. В 1915 году там же началось строительство лодок типа Барс. Эти лодки достроены не были. Лодка АГ-21 была затоплена во время интервенции, поднята при советской власти и вступила в строй под названием Металлист, лодка АГ-22 уведена в Бизерту, лодки АГ-23 - АГ-26 собраны в Николаеве при советской власти и под названием Шахтер, Коммунист, Марксист, Политработник вступили в строй и явились ядром подводных сил Черноморского флота.
В общем к 1916 году в состав Российского военно-морского флота входило 55 подводных лодок. 4 лодки достраивались на плаву и 18 лодок находились на стапелях в постройке.

Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940

на главную страницу