Катастрофы на воде.

24 Мая 1941 года. Гибель линейного крейсера "Худ".

   Боевое столкновение между британским и германским соединениями, проишедшее утром 24 мая 1941 года у южного выхода изЛинейный крейсер Hood Датского пролива, явилось одним из тех замечательных эпизодов, которые оставляют неизгладимый след в истории морских войн. Быстрая и внезапная гибель линейного крейсера Худ в течении короткой пятиминутной перестрелки оказалась неприятным сюрпризом для адмиралтейства и тяжелым потрясением для всего британского народа. Худ, долгое время бывший крупнейшим боевым кораблем мира, был гордостью английского флота. Трудно было осознать, что этот прекрасный корабль в течение менее чем минуты превратился в горящие обломки металла и исчез с поверхности Атлантики. Вместе с ним ушли на дно 1415 человек из состава команды. Очень краткий срок гибели корабля и почти полное отсутствие свидетелей (с крейсера спаслось только три человека) породили множество различных версий причин и механизма гибели корабля. Однако ни одна из них не может считаться достоверной, а всего лишь доказанной в большей или меньшей степени.
   Проект Худ датируется серединой I мировой войны. Худ и три его собрата были специально спроектированы как ответ на триЛинейный крейсер Hood немецких линейных крейсера, вооруженных 15-дюймовыми орудиями. Эти немецкие крейсера были заложены в 1915 году, а в следующем году в Германии были заложены еще четыре крейсера улучшенного проекта. Но в дальнейшем Германия решила отказаться от реализации своих новых проектов. Все усилия немецкой кораблестроительной промышленности были сосредоточены на строительстве подводного флота. Узнав об этом, английское адмиралтейство также отменило достройку трех серийных кораблей типа Худ, оставив только головной корабль, который стал единственным вошедшим в строй из большой группы в 11 единиц, намечавшихся к постройке. Имея 41200 тонн водоизмещения и длину 262,31 метров, Худ в течение долгого времени был самым длинным и самым крупным боевым кораблем мира. Первоначальный проект был одобрен 7 апреля 1916 года, а 31 мая корабль был заложен. Но именно в этот день произошло одно из крупнейших сражений на море, в котором три британских линейных крейсера, Indefatigable, Invincible и Queen Mary, взлетели на воздух в результате попаданий германских снарядов. Комиссия заключила, что гибель трех линейных крейсеров была вызвана взрывом пороховых погребов, возникшим скорее из-за слабости палубного, а не бортового бронирования. Таким образом, новый проект было решено переделать с учетом сделанных выводов - было решено внести серьезные коррективы в первоначальный проект и основательно переделать схему бронирования. Но несмотря на добавление 3450 тонн дополнительной брони Худ тем не менее, остался в значительной степени уязвим для снарядов с дальних дистанций. Хотя позднее были намечены планы дальнейшей модернизации системы бронирования, они так и не были претворены в жизнь.
   Последний поход линейного крейсера Худ начался 22 мая 1941 года, когда он прошел через пролив Гокса-Гейт в Скапа-Флоу вместе с линейным кораблем Принц Уэльсский и 6 эсминцами. Некоторое время спустя было получено известие, что группа должна направиться в Хваль-фиорд в Исландии для противодействия попыткам линейного корабля Бисмарк атаковать конвой. По мере развития ситуации группа лишилась эсминцев Antony и Antelope, которые отделились от отряда в 14.00 23 мая. 23 мая Худ развил полный ход, а в 20.02 крейсер Суффолк известил соединение, что противник в составе линейного корабля и тяжелого крейсера движется курсом 240° в 560 км почти прямо на север от курса соединения. 38 минутами позднее сообщение о контакте с немцами послал также крейсер Норфолк. В 20.45 командующий соединением адмирал Холланд приказал увеличить скорость с 26 до 27 узлов. Не в силах превзойти своих больших собратьев, эсминцы старались не отставать.
   После долгого ожидания горизонт стал более отчетливым и в 05.35 24 мая линейный корабль Бисмарк и Бисмарк стреляет в Худтяжелый крейсер Принц Евгений были обнаружены идущими курсом 240° на дистанции около 38.000 м. Худ и его сотоварищ изменили курс на 40° в 05.37 и еще на 20° в 05.49, придя на курс 300°. Принц Уэльсский занял место в 4 кабельтовых от флагмана. В 05.53 Принц Уэльсский открыл огонь. Сразу после него Бисмарк открыл ответный огонь по Худу. Бисмарк вел огонь 4-орудийными залпами. Его первый залп лег впереди у правого борта Худа. Второй и третий залпы дали накрытие, и на Худе вспыхнул пожар на левом борту рядом с кормовой 4" зенитной установкой. Причиной этого пламени вряд ли могли быть попадания с Бисмарка. Достаточно уверенно можно сказать, что причиной стало попадание с Принца Евгения, который также вел стрельбу по головному британскому кораблю. С мостика германского крейсера его командир в бинокль наблюдал вместе с германским журналистом корветтен-капитаном Бушем как второй залп Принца Евгения накрыл цель и услышал подтверждение этого от артиллерийского офицера корветтен-капитана Яспера. Через 2 минуты после открытия огня снаряды с Принца Евгения пролили первую кровь. Залпы Принца Уэльсского ложились с перелетами. Шестой дал вилку. В это время Принц Уэльсский стрелял пятью 14" орудиями. На Худе вероятно произошли неполадки с башней Y. Пламя поднялось на высоту грот-мачты. В 05.55 после поднятия двух синих вымпелов, означавших требованне измененить курс влево на 20°, у Принца Уэльсского появилась возможность вывести корабль в позицию стрельбы всеми орудиями. Принц Уэльсский дал 9 залпов. Худ продолжал держать поднятыми два синих вымпела, когда после пяти залпов Бисмарка между грот-мачтой и кормовой палубой Худа произошел взрыв огромной силы. Это произошло около 06.00. И через 3-4 минуты Худ затонул. Худ успел сделать пять или шесть залпов, но попаданий отмечено не было так как, вероятно, они совпали по времени с огнем орудий Принца Уэльсского.Во время взрыва и несколько позднее погибло и утонуло 1415 матросов и офицеров Худа. Сотни глаз наблюдали за последними минутами жизни Худа. Немецкие наблюдатели прильнули к окулярам перископов и прицелов на борту Бисмарка и Принца Евгения. Англичане наблюдали за развитием событий с бортов крейсеров за много миль от места встречи.
   Известия о гибели Худа адмиралтейство получило в 9 часов утра 24 мая в форме следующего короткого сообщения:
British naval forces intercepted early this morning off the coast off Greenland German naval forces including battleship Bismarck. The enemy were attacked and during the ensuing action HMS Hood (Captain R. Kerr, CBE, RN) wearing the flag of Vice-Admiral L.E. Holland, CBE, receive an unlucky hit in magazine and blew up. The Bismarck has damage and the pursuite of the enemy continues. It is feared there will be few survivors from HMS Hood. (Британский флот ранним утром сего дня встретился у берегов Гренландии с германской эскадрой, включавшей линейный корабль Бисмарк. Неприятель был атакован, и в ходе последовавшего сражения корабль Его величества Худ (Кептен Р. Керр, Кавалер Британской Империи; Королевский Флот) под флагом вице-адмирала Л.Э. Холланда получил неудачное попадание в погреб и взорвался. Бисмарк получил повреждения, преследование противника продолжено. Есть опасение, что с Худа спаслись очень немногие).
   Тысячи британских моряков и простых граждан вспоминали, что это известие произвело на них потрясающее впечатление, одно из наиболее сильных за всю войну. Некоторые британские офицеры вспоминали, что они расшифровывали радиограмму раз за разом, будучи уверенными в том, что произошла ошибка.
  : Существует масса объяснений причин, которые могли бы привести Худ к гибели. Снаряд с Бисмарка мог пробить главный броневой пояс, проникнув затем в погреб. С другой стороны снаряд мог попасть поверх главного броневого пояса или достичь погребов через борт над поясом. Некоторые авторы считают, что причиной гибели мог быть снаряд с Принца Евгения; есть также гипотеза, что причиной взрыва стала детонация торпед в аппаратах правого и левого бортов. Другие считают причиной неконтролируемое распространение пламени на шлюпочной палубе или детонацию неустойчивых или ненадежных порохов и взрывчатки в погребах.

По материалам сайта http://base13.glasnet.ru/text/ju/jurens.htm Гибель линейного крейсера Худ. В. Дж. Юренс Перевод В.В. Пенского

к оглавлению

на главную страницу