Катастрофы на воде.

1945 год, 30 июля. Торпедирование тяжелого крейсера "Индианаполис".

   Тяжелый крейсер Индианаполис был заложен 30 марта 1930 года. Корабль был спущен на воду 7 ноября 1931 года и введен в строй 15 ноября 1932 года.Крейсер 'Индианаполис' в Перл-Харборе. 1937г. Полное водоизмещение корабля 12755 тонн, 185,93 м - длина, 20,12 м - ширина, 6,4 м - осадка. Крейсер развивал скорость до 32,5 узлов при мощности турбин 107000 лс. Вооружение корабля состояло из девяти 203-мм орудий в трех башнях, восьми 127-мм орудий и 28 зенитных автоматов разных калибров. На корабле были две катапульты и четыре самолета. Экипаж корабля в 1945 году был 1199 человек.
   Крейсер Индианаполис принимал активное участие в войне с Японией. Вечером 20 февраля 1942 года крейсер принял свой первый бой, когда соединение американских кораблей было атаковано восемнадцатью японскими бомбардировщиками. В этом бою истребителями с авианосца и зенитным огнем с кораблей охранения было сбито шестнадцать японских самолетов, а позднее два гидросамолета следивших за американскими кораблями. 10 марта 1942 года 11-е оперативнок соелинение, в которое входил Индианаполис, атаковало японские базы на Новой Гвинее. Им удалось нанести тяжелые повреждения японским боевым и транспортным кораблям. После этого боя крейсер проэскортировал конвой до Австралии и встал на ремонт и модернизацию.Крейсер 'Индианаполис' после ремонта у острова Мар. За 3 недели до гибели. С 7 августа 1942 года крейсер принимал участие в операциях у Алеутских островов. В январе 1943 года Индианаполис уничтожил артиллерийским огнем транспорт Акагане-Мару груженый боеприпасами. Пройдя ремонт на острове Мар, крейсер вернулся в Перл-Харбор, где стал флагманским кораблем командующего 5-м флотом вице-адмирала Раймонда Спрюэнса. 10 ноября 1943 года Индианаполис принял участие в операции по вторжению на острова Джильберта. 19 ноября Индианаполис в составе отряда крейсеров бомбардировал атолл Тарава и остров Макин. 31 января 1944 года крейсер участвовал в обстреле островов атолла Кваджелейн. В течении марта - апреля Индианаполис участвовал в атаках на Западные Каролины. В июне крейсер принял активное участие во вторжении на Марианские острова. Пройдя очередной ремонт на верфи ВМС острова Мар, 14 февраля 1945 года крейсер вошел в состав соединения быстроходных авианосцев вице-адмирала Марка Митчера. С19 февраля соединение обеспечивало прикрытие высадки десанта на Маршрут и место гибели крейсераостров Иво-Дзима. 14 марта 1945 года Индианаполис принял участие в захвате острова Окинава. 31 марта сигнальщики крейсера заметили японский истребитель, который начал почти отвесное пикирование на мостик крейсера. Зенитным огнем самолет был поврежден, но японский летчик-самоубийца с высоты восемь метров сбросил бомбу и врезался в кормовую часть верхней палубы. Бомба пробив все палубы крейсера и днище, взорвалась, повредив в нескольких местах днище корабля. Несколько отсеков были заполнены, 9 моряков погибли. Индианаполис своим ходом дошел до верфи на острове Мар. Завершив ремонт, крейсер получил приказ доставить на остров Тиниан компоненты атомных бомб. 16 июля крейсер вышел из Сан-Франциско и 19 июля прибыл в Перл-Харбор. Оттуда крейсер отправился к Тиниану. 26 июля крейсер прибыл к острову, покрыв расстояние в 5000 миль всего за 10 суток. Сдав свой сверхсекретный груз, крейсер получил приказ следовать в залив Лейте для прохождения дальнейшей службы.
   28 июля крейсер Индианаполис вышел с Гуама и прямым курсом, без эскорта направился в залив Лейте. 29 июля примерно в 19:30 командир корабля капитан 1-го ранга Маквей приказал прекратить следование противолодочным зигзагом и идти прямым курсом. Командир отдал этот приказ без всяких колебаний - стояла темная ночь, облачность была низкой, море было достаточно бурным, на встречу крейсеру надвигался грозовой фронт. Разведданные не говорили ничего о том, что на пути Индианаполиса могут оказаться подводные лодки противника. В 20:00 крейсер увеличил скорость до 17 узлов, поскольку капитан крейсера считал, что высокая скорость хода является лучшей защитой от атак подводных лодок, чем следование зигзагом.
   16 июля Японские субмарины 'I-53' и 'I-58'1945 года японская подводная лодка I-58 вышла из базы в Куре в свой четвертый боевой поход. После бесплодных поисков противника в Филлипинском море, лодка вышла на судоходную линию между Гуамом и Лейте. Субмарина находилась в этом районе с 27 июля и терпеливо поджидала добычу. Кроме обычного вооружения, лодка имела на борту 6 кислородных торпед Кайтен длиной 16 метров, весивших по 8 тонн. Эти торпеды развивали скорость подводного хода 30 узлов, несли боезаряд в 800 килограмм и управлялись добровольцами-смертниками. Командиром субмарины был капитан 3-го ранга Мошицура Хасимото.
   В 23:00 японская подводная лодка I-58 всплыла на перископную глубину. Хасимото трижды осмотрел поверхность моря в диапазоне 360 градусов и приказал всплывать в надводное положение. Хасимото остался у перископа, а на рубку вышли сигнальщик и штурман. Внезапно раздался крик штурмана: "По пеленгу девять-ноль возможно корабль противника!" Капитан опустил перископ и поднялся на рубку. Взглянув в бинокль он увидел на горизонте Торпедный отсек японской субмарины 'I-58'маленькое пятнышко и приказал немедленно погружаться. От всплытия до погружения прошло 50 секунд. В 23:38 субмарина начала сближение с целью. Корабль-цель был слишком далеко, чтобы его можно было опознать, но все торпедные аппараты были поставлены на "товсь", а Кайтены №5 и №6 получили приказ подготовиться к запуску. Гидролокатор лодки уловил, что неизвестный корабль изменил либо курс, либо скорость. Надежды Хасимото оправдались, а его ожидание на линии Гуам - Лейте было вознаграждено. Но тут пятно на горизонте стало смещаться вправо и Хасимото быстро рассчитал изменения курса, чтобы дать торпедный залп с правого борта цели. Вскоре пятно постепенно стало принимать форму треугольника, пересекающего курс лодки. Высокий правый борт неизвестного корабля должен был пройти прямо перед шестью торпедными аппаратами субмарины. Примерно на дистанции трех тысяч метров фок и грот-мачта корабля растворились и Хасимото смог определить их высоту в 30 метров. Это означало, что перед ним либо линкор, либо тяжелый крейсер. Хасимото определил, что цель идет курсом 260 градусов со скоростью 12 узлов. Расстояние составляло тысячу пятьсот метров. Торпедисты стояли в полной готовности. Шесть торпед в аппаратах субмарины были установлены на скоростьСпасенные моряки на Гуаме. 48 узлов и глубину - 4 метра. Пять торпед имели магнитные взрыватели и одна взрыватель инерционного типа. Угол растворения торпед составлял 3 градуса. Через 27 минут после первого обнаружения цели капитан 3-го ранга Хасимото скомандовал: "Залп!" В течении 18 секунд все торпеды вышли из аппаратов лодки. Все это время Хасимото продолжал наблюдение за целью в перископ. Как только последняя торпеда вышла из аппарата, Хасимото перевел лодку на параллельный цели курс, наблюдая за ней в перископ и ожидая взрыва через минуту.
   30 июля 1945 года примерно в 00:05 первая торпеда угодила в правый борт Индианаполиса, оглушительный взрыв потряс американский крейсер. Через три секунды вторая торпеда взорвалась прямо под мостиком, обрушив на корабль огромный столб грязной воды. Без всякой команды, по всему что движется, открыли огонь 40 мм автоматы. 127 мм орудия были нацелены в темноту, но не найдя цели, огня не открывали. На корабле погас свет, не было ни связи, ни энергии, ни давления в магистралях. На мостике и в штурманской рудке висело облако белого дыма, настолько плотного, что ничего не возможно было рассмотреть. Полубак крейсера был почти полностью разбит. Под палубой практически все было уничтожено и почти все находившиеся там люди были убиты. Там находились жилые кубрики, где в момент взрыва находилось до 120 человек. Крейсер продолжал идти вперед со скоростьюЗавершение спасательной операции. Высадка уцелевших моряков крейсера на Гуаме. 17 узлов, каждую секунду принимая тонны воды в гигантские пробоины правого борта. Электрический машинный телеграф на мостике, как и все прочее электрооборудование вышел из строя. В конце концов в машину отправили рассыльного с приказом немедленно остановить крейсер. В 00:10, через пять минут после попадания торпед, Индианаполис имел крен 12 градусов на правый борт. Появившийся на мостике капитан 3-го ранга Мур доложил командиру, что крейсер тяжело поврежден и быстро погружается. Мур успел проверить носовые отсеки и убедился, что они быстро заполняются водой. В 00:12 крен крейсера достиг 18 градусов, увеличившись на 6 градусов за две минуты. Командир крейсера Маквей дал команду покинуть корабль. В 00:14 капитану доложили, что сразу после попадания торпед был передан сигнал бедствия с указанием точного места корабля. В действительности же это сообщение не было передано в эфир из-за выхода из строя энергоснабжения корабля. В 00:17 крен крейсера достиг 60 градусов. Все живое и неживое покатилось в сторону правого борта. С креплений сорвалось оборудование. Через минуту, в 00:18 крейсер лег на правый борт, оставаясь в таком положении еще пару минут. Вода с шумом врывалась в открытые люки, горловины и отверстия дымовых труб. Старый флагманский корабль 5-го флота Индианаполис с честью прошел всю войну и погиб за две недели до ее окончания.
   Никто точно не знает, сколько человек уцелело при гибели крейсера. Основываясь на документах, можно прийти к выводу, что примерно 400 человек сразу погибли вместе с кораблем. Из-за смены вахт многие на корабле не спали, и это позволило большей части команды покинуть тонущий крейсер. Когда 31 июля крейсер не появился в заливе Лейте, никто не обратил на это внимания и не доложил о задержке корабля. Это произошло из-за неразберихи в различных системах командования. В течении четырех суток оставшиеся в живых моряки находились в океане фактически без воды и провизии, подвергаясь постоянным нападениям акул. Только 2 августа, в 10:25, уцелевшие с Индианаполиса были случайно обнаружены самолетом патрульной авиации. Только 8 августа, когда спасательная операция была завершена, выяснилось, что из 1199 членов экипажа спасти удалось лишь 316 человек.

к оглавлению

на главную страницу