Катастрофы на воде.

1912 год, 14-15 апреля. Северная Атлантика. Гибель "Титаника".

   11 апреля 1912 года читатели газет всего мира прочли, что гигантский, роскошно отделанный пароход Титаник, 'Титаник' выходит в море.принадлежащий компании "Уайт Стар Лайн", отплыл из порта Саутгемптон в Нью-Йорк, имея на борту 1316 пассажиров и 891 членов экипажа. В верхних каютах разместились богатые люди, а в нижних каютах около 700 эмигрантов из Европы. Все пассажиры были уверены, что плавание через Северную Атлантику не доставит им волнений.
   Титаник был спущен на воду 31 мая 1911 года. На тот момент он являлся самым большим судном в мире. Он имел 11 палуб соединенных 9 электрическами лифтами. Высота борта от воды до шлюпочной палубы составляла 18,5 м, расстояние от киля до верха дымовых труб - 54 м. Диаметр дымовых труб - 7,3 м. Водоизмещение корабля составляло 66000 тонн, регистровая вместимость - 46328 тонн, длина 268 метров, ширина 28,2 метра, осадка - 10,54 метра. Мощность силовой установки составляла 55000 л.с. Корабль имел двойное дно и был разделен на отсеки водонепроницаемыми переборками. Нижняя часть корпуса разделялась на 16 водонепроницаемых отсеков. Проект корабля предусматривал, что корабль останется на плаву в случае полного затопления любых двух водонепроницаемых отсеков. Капитаном судна был один из ветеранов британского торгового флота - Эдвард Джон Смит.
   Вопреки общепринятой практике, безлунной ночью 14 апреля, в ледовоопасном районе, лайнер Титаник шел со скоростью 22 узла. Между тем, радисты корабля получили по крайней мере шесть предупреждений о ледовой опасности от судов, шедших этим же маршрутом. Радисты корабля в это время принимали сообщения для плывших на Титанике важных особ. Радисты не являлись членами экипажа и не подчинялись капитану Смиту, так как были служащими компании "Бритиш Маркони". Если бы вахтенные офицеры получили последнее известие: "В районе от 42 градуса северной широты и от 49 градуса западной долготы большое скопление пакового льда, крупных айсбергов." - они бы поняли, что опасный район находится прямо по курсу судна. Тем временем появилось новое предзнаменование. Температура воды за бортом всего за несколько часов опустилась с 6 градусов до ниже нулевой отметки - верный признак близости льдов. Однако Титаник не сбавил ход и не повернул на юг, чтобы обойти опасный район. Впередсмотрящих, у которых не было даже биноклей, предупредили, что в любой момент могут показаться льды.
шлюпки с 'Титаника'.   В 23 часа 40 минут один из впередсмотрящих увидел прямо по курсу темное пятно. Трижды ударив в сигнальный колокол, он снял телефонную трубку и доложил на мостик: "Прямо по курсу айсберг, сэр!" Тут же последовала команда первого помошника капитана рулевому: "Лево на борт!" Прошло ровно 38 секунд, прежде чем нос парохода начал медленно отклоняться влево. Курс изменился на два румба. Судно слегка вздрогнуло, стоящие на мостике почуствовали странную вибрацию огромного корпуса корабля. Титаник буквально прогладил айсберг своим правым бортом, на носовую палубу упало при этом несколько тонн льда. Форштевень корабля прошел в нескольких метрах от айсберга, а подводная часть правой скулы столкнулась с острым подводным выступом айсберга, в результате чего обшивка корабля на протяжении почти 100 метров была вспорота льдом.
   Некоторые пассажиры видели проходящий вдоль борта айсберг и тоже почуствовали вибрацию, но практически никто не придал этому значения. Зато команда уже поняла, что дело серьезно. Капитан Смит посовещался с главным конструктором лайнера Томасом Эндрюсом. Спустившись в тррюм они обнаружили, что затоплено пять отсеков. По мнению конструктора, корабль мог продержаться на плаву максимум 2 часа. Через 25 минут после столкновения команде был дан приказ расчехлить имевшиеся на борту 16 спасательных шлюпок и 4 брезентовых плота. В лучшем случае в них могли поместиться 1178 человек. Пассажиров и членов экипажа было на 1000 человек больше. Ситуация выходила из под контроля, пассажиры не знали , кому в какую шлюпку садиться. Чтобы как-то успокоить людей, оркестр под управлением Уолласа Хенри Хартли заиграл регтайм, но когда в небо взлетели первые сигнальные ракеты, все сразу осознали страшную реальность. В это время радист лайнера отчаянно посылал в эфир сигнал SOS.
   Вскоре после полуночи радист пассажирского парохода Карпатия услышал в наушниках: "SOS. Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом." Карпатия изменила курс и на всех парах поспешила к терпящему бедствие судну. В нарушение правил машинисты Карпатии закрыли предохранительные клапаны, чтобы пароход смог увеличить скорость до 17 узлов. Но и в этом случае они могли прибыть на место катастрофы лишь через два часа после того, как Титаник по расчетам должен был пойти на дно. В это самое время всего в 10 милях от терпящего бедствие Титаника находился стоящий во льдах пароход Калифорния. На нем заметили сигнальные ракеты, но капитан Стенли Лорд решил не будить радиста, спящего после 15-часовой вахты. Капитан Лорд все же попытался связаться с неизвестным судном, но ответа не получил. Калифорния могла прибыть на место трагедии вовремя.
   На Титанике люди стали занимать места в шлюпках. Мужчины безропотно стояли на палубе, пока женщины и дети усаживались в лодки. В суматохе первую шлюпку, расчитанную на 65 человек, опустили в воду, когда в ней находилось всего 28.Последние минуты 'Титаника'. В другую вместо 40 сели всего 12 человек. К 2 часам ночи, когда собирались спустить на воду последние два плота, Титаник накренился так, что это стало невозможно сделать. С нижних палуб забытые пассажиры третьего класса пытались пробраться на верх. Их никто не предупредил об опасности, большинство из них так и остались внизу. Несколько сотен человек собрались на корме, все выше поднимавшейся над водой. В 2 часа 18 минут Титаник встал на нос и на мгновение замер в вертикальном положении. В 2 часа 20 минук под углом в 70 градусов обреченный корабль ушел под воду. Вместе с ним под воду ушел капитан корабля и некоторые офицеры, другие члены команды и многие пассажиры. Несколько женщин отказалось сесть в шлюпки - они предпочли умереть вместе с мужьями.
   В 4 часа 10 минут к месту трагедии подошел пароход Карпатия и на борт были подняты первые пассажиры со шлюпок. Из 2207 человек, находившихся на борту Титаника, спаслось всего 745.
   В 1996 году после обследования останков корабля, было установлено, что площадь пробоины составляла 1 квадратный метр. Всего на корпусе шесть тонких надрезов, вода одновременно хлынула в шесть отсеков. После анализа обшивки поднятой со дна океана было установлено, что сталь в холодной воде потеряла упругость и в ней находились добавки, способствавшие ослаблению корабельной обшивки.

к оглавлению

на главную страницу