Военно-морской флот при преемниках Петра 1

При ближайших преемниках Петра 1 флот пришел в упадок. При Петре 2 строительство кораблей было прекращено- закончены лишь пять кораблей и фрегат, заложенные Петром 1. Продолжалось лишь строительство галер. Существующие корабли приказано сохранять но в море не выводить. Оставлено на ходу пять малых кораблей для обучения команд. При Анне Иоанновне в 1730 году было решено строить корабли и галеры, так как галеры без поддержки кораблей могли быть уничтожены противником. Было решено привести флот к положенному составу- 27 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 бомбардирских судна, 2 прама и 8 пакетботов (посыльное судно). Единственный поход русского флота в составе 14 кораблей и 5 фрегатов для поддержки войск осаждавших Данциг, отличался нерешительностью из за неподготовленности команд и ветхости кораблей. В 1743 году при Елизавете Петровне, во время шведской войны, в Кронштадте был собран флот из 17 линейных кораблей, 5 фрегатов и 48 галер, но боевых действий не было. Во время Семилетней войны русские корабли блокировали побережье Пруссии, но при общем расстройстве финансов страны, состояние флота было неудовлетворительное. По штату 1757 года определено держать 1- 100-пушечный корабль, 8- 80-пушечных кораблей (1 ранг), 15- 66-пушечных кораблей (2 ранг), 3- 54-пушечных корабля (3 ранг), 6- 32-пушечных фрегата, 2 шнявы, 2 пакетбота, 2- 36-пушечных прама, 3 бомбардирских судна, 18- 22-пушечных пинок и 130 галер. К началу царствования Екатерины 2 (1762 год) военный флот состоял из 31 линейного корабля, 11 других кораблей и 99 галер. Однако соcтояние флота было плохое. Были приняты меры по восстановлению флота в виде подготовки личного состава и строительстве новых кораблей. С объявлением войны Турции в 1769 году была составлена и отправлена в Средиземное море эскадра адмирала Спиридова в составе 7 линейных и 8 других судов. Этот переход был очень тяжелым- корабли страдали от бурь, а экипажи от болезней. Только через пять месяцев эскадра в составе 4 линейных, 1 фрегата и 4 небольших кораблей собралась у острова Минорка. Флагманским кораблем был 66-пушечный Евстафий. На помощь вышла вторая эскадра адмирала Эльфингстона- 3 линейных корабля, 2 фрегата и пришедший самостоятельно корабль Ростислав. Соединенная эскадра подошла к острову Хиос, где вблизи Чесменской бухты стоял турецкий флот из 16 линейных кораблей и 6 фрегатов. Во время последовавшего боя русский флагманский корабль Евстафий сцепился с турецким флагманом Real Mustafa; последний загорелся и оба корабля взорвались. Турецкий флот отступил в Чесменскую бухту, где был блокирован русскими кораблями и сожжен при помощи брандеров. В честь победы все участники боя были награждены памятной медалью. За время с 1772 по1782 г. было построено: в Петербурге- 7 линейных кораблей и 3 фрегата, в Кронштадте- 1 линейный корабль, 2 бомбардирских судна, в Архангельске- 18 линейных кораблей и 14 фрегатов, мелкие корабли строились в Олонце и Сердоболе. Корабли строились по утвержденным образцам. Был построен лучший русский боевой корабль того времени- 100-пушечный линейный корабльРостислав, а также корабль Победоносец прослуживший 27 лет. В гребном флоте вместо слабых по конструкции и отживающих свой век галер и неповоротливых прамов, вводятся: гребные фрегаты, шебеки, полушебеки, плавучие батареи, канонерские лодки, шлюпы и дубель-шлюпки. Чугунные пушки, применявшиеся ранее, заменяются на медные. После заключения мира с Турцией в 1775 году строительство кораблей временно прекращается, и возобнавляется в 1779 году перед войной со шведами. В 1772 году в Средиземное море была отправлена эскадра контр-адмирала Чичагова из трех кораблей в дополнение к находящимся там двум эскадрам в составе 13 линейных кораблей, 23 фрегатов, 3 бомбардирских судов, 3 пинок и 1 пакетбота. В дальнейшем была послана еще эскадра контр-адмирала Грейга. К войне со Швецией 1788 года, флот был достаточно подготовлен. В бою при острове Гогланд со шведской эскадрой из 15 линейных кораблей и 7 фрегатов, направлявшейся к Кронштадту, русская эскадра адмирала Грейга в составе 17 линейных кораблей и 8 фрегатов, хотя и не одержала решительной победы, но заставила шведов отступить. Последующие сражения так же были неудачны для шведов, и в1790 году был заключен мир. Этим заканчивается долголетнее соперничество Швеции и России на балтике в пользу последней. На юге после присоединения Крыма, появляется необходимость в защите южных морских границ. В 1778 году основывается порт Херсон со стапелями для постройки кораблей. В 1783 году основан Севастополь, сделавшийся главной базой Черноморского флота. По штату 1785 года состав Черноморского флота определен в 2- 80-пушечных, 10- 66-пушечных линейных корабля, 20 фрегатов и ряда вспомогательных судов. В 1789 году основан город Николаев с корабельной верфью. В войне 1788-1791 годов Черноморский флот одержал ряд побед над турецким флотом, в это время он состоял из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и 68 вспомогательных и гребных судов. К концу царствования Екатерины 2, хотя число кораблей было значительно, но большинство по ветхости или непрочности было малопригодно к службе. При Павле 1 (1796-1801) было обращено внимание на улучшение кораблестроения. Было спущено на воду 25 кораблей- 17 линейных, 8 фрегатов и заложено 9 кораблей. Определен следующий состав флота: Балтийский флот- 45 линейных кораблей, 19 фрегатов, 12 гребных фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских судов, 200 канонерок, 100 иолов, 30 галер, 4 брига и 9 галиотов. Черноморский флот- 15 линейных кораблей, 10 фрегатов, 4 гребных фрегата, 10 плавучих батарей, 100 канонерок. Напряженная политическая обстановка той эпохи вовлекала Россию в ряд коалиций государств, но во всех случаях без всякой пользы для себя. При Александре 1 (1801-1825) было проведено сокращение флота. Последовавшие войны отвлекали внимание правительства и вызывали застой в развитии флота. В 1805 году в Средиземное море вышла эскадра адмирала Сенявина в составе 5 линейных кораблей, 1 фрегата и 5 корветов для действий против Франции и Турции. Эскадра успешно действовала против французов, блокировала Дарданеллы и нанесла поражение туркам в Афонском сражении. С наступлением в 1814 году мира, в постройку кораблей вводится ряд усовершенствований. В 1817 году был построен первый колесный пароход- Скорый длиной 18м с машиной в 30лс. В 1825 году построен пароход Проворный с машиной в 80лс. В Черном море первыми пароходами были Везувий (1820г) и 14-пушечный пароход Метеор (1825г). Несмотря на вводимые усовершенствования, общее состояние флота к концу царствования Александра 1 было неудовлетворительным. Это объясняется бездействием флота после 1812 года, инертностью и злоупотреблениями лиц, поставленных во главе его. При Николае 1 (1825-1855) началось улучшение оборудования адмиралтейств, был учрежден корпус корабельных инженеров. Работы по усовершенствованию флота были прерваны войной с Турцией. В 1827 году в Средиземное море вышла эскадра контр-адмирала Гейдена в составе 4 линейных кораблей, 1 корвета, 4 фрегатов, 4 бригов для соединения с англо-французской эскадрой. Последовал бой при Наваринской бухте, окончившийся уничтожением турецкого флота. Было проведено несколько успешных операций в Черном море. Средиземноморская эскадра вела блокаду Дарданелл вплоть до заключения мира в 1829 году. В 1836 году был построен первый колесный 28-пушечный пароходо-фрегат Богатырь, водоизмещением 1340т, с машиной в 240лс. В 1848 году был построен первый винтовой фрегат Архимед, который разбился у острова Бронхольм. В 1853 году Турция объявила войну России. Турецкому флоту удалось пройти Босфор и укрыться в Синопе, где он был уничтожен эскадрой вице-адмирала Нахимова 18 ноября 1853 года. 23 декабря англо-французский флот вошел в Черное море и 16 марта Англия и Франция объявили России войну. При неравенстве русских морских сил с силами союзников, располагавших винтовыми линейными кораблями, действия русского флота ограничились обороной побережья. Главный удар неприятеля был нацелен на Севастополь. Одновременно англо-французский флот из 67 судов появился в Балтийском море, в Белом море и у берегов Камчатки. Русские корабли были затоплены, чтобы не допустить неприятеля на рейд Севастополя. После оставления Севастополя ослабленная войной Россия была вынуждена заключить мир и по Парижскому трактату согласилась не возобнавлять Черноморский флот. Крымская война, показавшая отсталость России во всех отраслях техники, послужила для нее переломным пунктом в деле развития кораблестроения.

Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940

на главную страницу