Эпоха железного кораблестроения

После Крымской крейсер 2-го ранга 'Разбойник'войны русский флот оказался в неутешительном положении. Кроме парусных кораблей, оказавшихся непригодными для боевой службы, в состав флота входили: в Балтийском море- 1 винтовой линейный корабль, 1 винтовой фрегат, 10 колесных пароходов, 40 винтовых канонерок; в Черном море- 12 колесных пароходов. Предстояло создание винтовых кораблей. Хотя промышленность страны не была подготовлена к такой работе, задача была решена. В 1858 году во флоте уже было 6 винтовых линейных кораблей, 5 винтовых фрегатов, 17 винтовых корветов. Но с появлением за границей железных броненосных кораблей с нарезной артиллерией русские корабли опять попали в положение, подобное тому, как перед Крымской войной. В 1863 году были обшиты 100мм железной броней два строящихся деревянных винтовых фрегата броненосец береговой обороны 'Адмирал Грейг'водоизмещенеем 6200т Севастополь и Петропавловск (длина- 90м, ширина- 16м, мощность- 2800лс, скорость- 11 узлов), а в Англии было заказано железное броненосное судно- батарея Первенец водоизмещенеем 3300т с 112мм броневым поясом по ватерлинии, вооруженная 26 орудиями. В дальнейшем решено строить у себя только железные корабли. В июне 1864 года была спущена на воду батарея Не тронь меня вооруженная 14- 203мм нарезными орудиями. Началось строительство 11 броненосных конанерок водоизмещением 1400-1600т с двумя 229мм нарезными орудиями в башне: Ураган, Тифон, Броненосец, Латник, Колдун, Вещун, Стрелец, Единорог, Лава,Перун, Смерч. В 1867-1868 годах введены в строй шесть броненосцев береговой обороны: крейсер 1-го ранга 'Память Азова'двухбашенные- Русалка и Чародейка(водоизмещение-1940т, броня-112мм, 4-229мм орудия), двухбашенные фрегаты-Адмирал Спиридов и Адмирал Чичагов (водоизмещение -3500т, броня- 150-88мм, 2-280мм орудия), трехбашенные фрегаты Адмирал Грейг и Адмирал Лазарев, а также рангоутные фрегаты Князь Пожарский и Минин (водоизмещение-4500т, скорость-12 узлов, броня-112мм по ватерлинии и 112мм казематы, вооружение- 8-203мм орудия и два 152мм орудия на верхней палубе). В 1869 году выработан проект океанского броненосного крейсера. По этому проекту были заложены двакрейсер 1-го ранга 'Владимир Мономах' крейсера Генерал-Адмирал (водоизмещение -4604т, скорость- 13,6 узла) и Герцог Эдинбургский(водоизмещение-4510т, скорость- 15,3 узла) с артиллерией: 4-203мм орудия в бортовых спонсонах и 2-152мм орудия в носу и корме. По этому типу был также перестроен стоящий на стапеле Минин. Таким образом, Россия первая осуществила идею броненосных крейсеров. После нее строительство крейсеров этого класса началось в других странах. Кроме того, для океанского крейсерства были построены восемь винтовых и с парусным вооружением, неброненосных клиперов водоизмещением 1330т, со скоростью хода 11-13узлов, вооруженных тремя 152мм орудиями- Крейсер, Джигит, крейсер 1-го ранга 'Адмирал Нахимов'Разбойник ,Пластун, Стрелок, Наездник, Опричник, Вестник, а в США были куплены и вооружены четыре парохода- Европа, Азия, Африка, Забияка. Для довершения береговой обороны Кронштадта было построено девять канонерок типа Ерш водоизмещением 360-440т, скоростью- 7-9узлов, вооруженных одним 280мм орудием. Обеспечение береговой защиты дало возможность приступить к постройке крупных мореходных броненосцев. В 1869 году был заложен первый в России броненосец Петр Великий, водоизмещением 9665т, скоростью хода-14 узлов. Броневой пояс составлял350-200мм, палуба-75мм. эскадренный броненосец 'Ростислав'Артиллерия- 4-305мм орудия в двух башнях. Далее было предложено создать четыре крейсерских отряда по три крейсера в каждом, могущих обеспечить интересы России в Тихом океане. В 1881-1883 годах заложены два броненосных крейсера Владимир Мономах и Дмитрий Донской, а в 1884 годуАдмирал Нахимов. У первых двух водоизмещение- 6000т, скорость 15-16узлов, броня- 150мм. У третьего крейсера водоизмещение составило 8000т, скорость хода- 17,5узлов, 255мм бортовой броневой пояс, восемь 203мм орудий в четырех башнях и десять 152мм орудий по бортам. В 1888 году был построен крейсер Память Азова эскадренный броненосец 'Император Николай 1'водоизмещением 6700т, со скоростью хода 17узлов, 200мм броневым поясом, с артиллерийским вооружением из двух 203мм орудий в бронированных бортовых спонсонах и тринадцати 152мм орудий под верхней палубой. После франко-прусской войны стеснительные условия Парижского трактата 1856года запрещавшие России иметь Черноморский флот, были отменены. Ввиду беззащитности черноморского побережья, было решено создать, в дополнение к бареговым укреплениям, броненосные суда небольших размеров, с малой осадкой и с сильной артиллерией. При нормальных условиях эти требования можно было эскадренный броненосец 'Наварин'осуществить лишь на корабле крупных размеров, поэтому был принят проект адмирала Попова- круглого корабля. Намечена постройка десяти таких кораблей, но в 1873-1876 годах было построено только два: Новгород и Вице-Адмирал Попов. Этот тип судов не удержался на флоте по причине технических недостатков, хотя как плавучие форты, они показали себя хорошо. Война 1877-1878 года с Турцией произошла тогда, когда флот только начал возрождаться. Ввиду преобладания турецкого флота, борьба на море не могла иметь места. Россия приобрела до 20 пароходов для сторожевой и посыльной службы. Было решено эскадренный броненосец 'Сисой Великий'противопоставить турецким кораблям минные паровые катера с шестовыми минами. Эти катера были изготовлены в Петербурге и доставлены по железной дороге в Черное море. Пароход Константин служил базой для минных катеров. На Дунае шестовой миной был взорван турецкий монитор. У берегов Батуми торпедами, выпущенными двумя катерами, был потоплен турецкий сторожевой корабль. Для начала возрождения флота в 1879 году заказан во Франции 14-узловой безбронный крейсер Память Меркурия водоизмещением 3000т, вооруженный шестью 152мм орудиями и 4- 47мм пушками. В 1886 году введены в эскадренный броненосец 'Петропавловск'строй однотипные броненосцы: Екатерина 2, Чесма, Синоп (водоизмещение-10000т, скорость- 15-16узлов, вооружение- 6-305мм, 7- 152мм и 8- 47мм орудия) и Георгий Победоносец, однотипный, но с небольшими изменениями. Постройкой этих кораблей было положено начало систематического строительства черноморского флота. В 1892 году построен малый броненосецДвенадцать Апостолов(водоизмещение-8500т, 350мм броневой пояс, вооружение- 4-305мм и 4- 152мм орудия). В 1898 году закончен броненосец Три Святителя(водоизмещение-12500т, скорость-17узлов, 450мм броневой пояс, вооружение- 4-305мм, 8-152мм, 4-120мм, 10-47мм орудий и около 40- 37мм скорострельных пушек). Далее строится броненосец Ростислав эскадренный броненосец 'Победа'(водоизмещение-8800т) с 4-254мм орудиями главного калибра. В 1903 году закончен броненосец Князь Потемкин Таврический (водоизмещение-12600т, скорость-16узлов, вооружение- 4-305мм, 16-152мм, 14-75мм). Подобного типа законченные в 1908-1909 году броненосцы Евстафий и Иоанн Златоуст. Разница в том, что по углам верхнего каземата 4-152мм орудия заменены 203мм. В 1887-1889 годах в Балтийском море строятся два броненосца: Александр 2 и Николай 1.Водоизмещение этих кораблей- 9700т, скорость- около 14узлов, броневой пояс по всей ватерлинии, эскадренный броненосец 'Ретвизан'они вооружены двумя 305мм орудиями в носовой башне, 4- 229мм и 8-152мм орудиями по борту и 18 пушками мелкого калибра. По типу этих броненосцев был построенГангут водоизмещением 6600т, с одним 305мм орудием в носовой башне, 4- 229мм и 8- 152мм орудиями. Броненосец затонул в 1897 году в результате пробоины. В 1891 году был спущен на воду броненосец Наварин, послуживший прототипом для дальнейшего развития русских броненосцев вплоть до русско-японской войны. Дальнейшая постройка броненосцев идет в следующем порядке: в 1894 построен Сисой Великий эскадренный броненосец 'Цесаревич'(водоизмещение-9000т), в 1898 году построены три однотипных броненосца Петропавловск, Полтава, Севастополь (водоизмещение-11000т). В 1900 году идет серия броненосцев Ослябя, Пересвет, Победа(водоизмещение -12700т, скорость- 18узлов, вооружение: 4-254мм, 11-152мм, 20-75мм). В 1898 году заказан в США броненосец Ретвизан(водоизмещение-12700т, скорость-18узлов, 227мм броневой пояс, вооружение- 4-305мм, 12-152мм, 20-75мм). В 1901 году во Франции был заказан броненосец Цесаревич(водоизмещение-13000т, скорость-18,2узла) эскадренный броненосец 'Император Александр 3'послуживший прототипом для следующей серии кораблей, построенных в России: Бородино, Орел, Александр 3, Суворов и Слава. Кроме крупных броненосцев, в 1893-1896 годах строятся броненосцы береговой обороны: Адмирал Ушаков, Адмирал Сенявин, Адмирал Апраксин (водоизмещение- 4126т, скорость-16узлов, 250мм броневой пояс,вооружение- 3-254мм в двух башнях, 4-152мм орудия). На этом строительство броненосцев до русско-японской войны закончилось.

Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940

на главную страницу