Развитие боевых кораблей нового времени

Линейные корабли : Русско-японская война застала на стапелях два однотипных эскадренных броненосца Андрей Первозванный и Павел 1. Эти корабли представляли из себя усовершенствованный вариант броненосцев типа Бородино. С линейный корабль 'Гангут'использованием опыта войны они подверглись еще на стапеле коренной переделке.. Из за этого их строительство продолжалось шесть лет(1903-1909). Водоизмещение броненосцев 17400т, скорость хода 18 узлов, вооружение: 4-305мм орудия, 8-203мм орудий в четырех башнях, 6-203мм орудий в казематах, 20-120мм орудий и скорострельные мелкокалиберные пушки. Появление в Англии линейного корабля Dreadnoughtлинейный корабль 'Полтава' побудило морское ведомство к постройке кораблей такого типа. В виду того, что ранее в России никогда не строились паровые турбинные механизмы, в 1908 году был объявлен международный конкурс на составление проекта линкора по установленным техническим условиям. К 28 февраля 1908 года поступило 18 предложений, составлявших по числу вариантов 51 эскизный проект линкора. В результате был выбран русский проект Балтийского линейный корабль 'Императрица Мария'завода, и с некоторыми изменениями осуществлен постройкой четырех линкоров: Севастополь,Гангут, Петропавловск, Полтава. Эти корабли имели водоизмещение 24000т, скорость 23 узла, сплошное бронирование надводного борта, линейное расположение 12-305мм орудий главного калибра. Средняя артиллерия: 16-120мм орудий в верхнем каземате, четыре подводных торпедных аппарата. Мощность турбинных механизмов- 42000лс. Следующая серия линкоров( вернее линейных крейсеров ) была заложена в 1912 году: Бородино, Наварин, Измаил и Кинбурн( водоизмещение- 32500т, скорость- 26,5узла ). Эти корабли не были закончены, и после войны были проданы на слом. В 1911 году на Черном море были заложены три линейных корабля: Императрица Мария, Александр 3 и Екатерина 2. Они однотипны балтийским кораблям, но при том же водоизмещении короче и полнее. Скорость полного хода-21 узел, боевые элементы те же, но вместо 16-120мм орудий поставлено 20-130мм и 8-75мм. В 1914 году в Николаеве был заложен четвертый линкор Николай 1 водоизмещением 27000т.Этот корабль не был закончен. В 1916 году линкор Императрица Мария затонул в Севастополе от взрыва, Екатерина 2 затоплен в Новороссийске, а Александр 3 уведен союзниками в Бизерту.
Крейсера : Отсутствие легких быстроходных крейсеров, не считая винтовых крейсер 'Адмирал Макаров'клиперов, заставило Морское ведомство построить в 1885 году два 3500т бронепалубных крейсера Рында и Витязь (вооружение 10-152мм и 10-47мм орудий). Они могли ходить так же под парусами, но скорость хода в 15 узлов не удовлетворяла требованиям. Поэтому в 1887 году во Франции был заказан бронепалубный крейсер Адмирал Корнилов водоизмещением 5800т, со скоростью хода около 18 узлов, вооруженного 14-152мм орудиями и 6-47мм пушками. В 1892 крейсер 'Аврора'году заложен броненосный крейсер Рюрик. При водоизмещении 10950т он имеет 250мм бортовой пояс, 50мм палубу. Вооружение: 4-203мм орудия со щитами в бортовых спонсонах, 16-152мм орудий на батарейной палубе, 6-120мм орудий на верхней палубе, 10-47мм орудий и 14 скорострельных мелкокалиберных пушек. Скорость хода около 19 узлов. Этот крейсер погиб в 1904 году в Японском море во время боя с японскими крейсерами. В 1894 году был заложен броненосный крейсер крейсер 'Баян'Россия. Водоизмещение около 13000т, скорость хода 19,7 узла, бронирование и вооружение подобно предыдущему крейсеру, но 120мм орудия заменены на 12-75мм, 47мм пушки увеличены до 20 штук, а скорострельные до 18. Оба этих крейсера при большой насыщенности артиллерией имеют слабую ее защищенность. Поэтому на следующем однотипном крейсере Громобой водоизмещением около 14000т и скоростью хода 20 узлов, 203мм крейсер 'Громобой'и 12-152мм орудия были установлены в отдельных 110мм казематах. На этом строительство крупных броненосных крейсеров прекратилось. Оперативные соображения привели к необходимости наличия сравнительно небольших быстроходных броненосных и бронепалубных крейсеров. В 1896 году во Франции Заказывается бронепалубный крейсер Светлана (водоизмещение-3900т, скорость-20 узлов, вооружение: 6-152мм, 10-47мм орудий). В крейсер 'Жемчуг'1899-1901 годах за границей заказывается ряд бронепалубных крейсеров: в США Варяг (водоизмещение-6500т, скорость-24,6 узлов, вооружение-12-152мм, 12-75мм, 8-47мм), в Германии Богатырь (водоизмещение-6700т,скорость-23,45 узлов, вооружение- 12-152мм, 12-75мм, 6-47мм), Аскольд (водоизмещение-5900т,скорость-24,5 узлов, вооружение- 12-152мм, 12-75мм, 8-47мм) и Новик(водоизмещение-3100т, скорость- крейсер 'Новик'26 узлов, вооружение- 6-120мм, 8-47мм), в Дании Боярин (водоизмещение-3200т, скорость-22,6 узлов, вооружение- 6-120мм, 1-64мм, 8-47мм, 1-37мм), во Франции броненосный крейсер Баян(водоизмещение-7800т, скорость-20,9 узлов, вооружение- 2-203мм, 8-152мм, 20-75мм, 2-64мм, 8-47мм, 2-37мм). Одновременно в России закладываются однотипные бронепалубные крейсера Аврора, Диана и Паллада (водоизмещение-6730тскорость-19 узлов, вооружение- крейсер 'Варяг'8-152мм, 24-75мм, 2-64мм, 8-37мм), бронепалубные крейсера Жемчуг и Изумруд по типу Новик и бронепалубные крейсера Олег, Кагул и Очаков по типу Богатырь. Крейсер Варяг был затоплен экипажем в 1904 году после боя с японскими крейсерами в порту Чемульпо в Корее, крейсера Паллада и Баян были затоплены в Порт-Артуре, крейсер Новик был затоплен на рейде поста Корсаковского после боя с японскими крейсерами. После крейсер 'Олег'русско-японской войны восстановление крейсерского флота началось заказом в 1905 году во Франции броненосного крейсера Адмирал Макаров (водоизмещение- 7775т, скорость-21 узел, вооружение- 2-203мм, 8-152мм, 22-75мм, 4-47мм) и закладкой в России однотипных крейсеров Паллада и Баян. В Англии был заказан броненосный крейсер Рюрик (водоизмещение-15000т, скорость-21 узел, вооружение- 4-254мм, 8-203мм, крейсер 'Россия'20-120мм). По силе артиллерии и бронированию этот крейсер не уступал совремменным ему английским броненосным крейсерам, но имел меньшую скорость. Кроме этих крейсеров, в 1913 году были заложены на Балтике крейсера Светлана, Адмирал Грейг, Адмирал Бутаков и Адмирал Спиридов. В Черном море были заложены крейсера Адмирал Лазарев, Адмирал Нахимов и назначены к постройке крейсера Адмирал Истомин и Адмирал Корнилов. Это однотипные крейсер 'Рюрик'крейсера водоизмещением 6750т, с легким бортовым броневым поясом и палубной броней, вооруженные 12-152мм орудиями. Во время войны крейсера не были достроены. Три крейсера были достроены при Советской власти: Червона Украина, Красный Кавказ, Красный Крым. В Германии в это же время были заказаны два легких 4500т крейсера со скоростью 27,5 узлов, но с началом мировой войны Германия достроила эти крейсера для себя.

Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940

на главную страницу