Морские сражения Российского флота

Гангутское сражение
26-27 июля 1714 года
Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозам ее берегам, флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством Петра и 99 галер и скампавей с 15-тысячным десантом под начальством Апраксина, вышел в море. Галерный флот дошел до полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличившийся после захода в Ревель до 24 единиц- шестнадцать 42-72 пушечных кораблей, восемь 18-32 пушечных фрегатов и шняв. Дальнейший путь был прегражден шведской эскадрой в составе 26 кораблей(15 линейных кораблей, 3 фрегата, гребные суда) под командованием Г.Ватранга. Произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы узнав об этом, разделили свой флот- один фрегат, 6 галер и 3 шхербота под командованием контр-адмирала Эреншельда подошли к месту спуска галер на воду, другой отряд( 8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля )под командой вице-адмирала Лиллье приготовился для нанесения удара по главным силам Русских, остальные приблизились к русским кораблям. Переправа галер была прекращена, и Петр приказал авангарду из 20 галер под командованием командора Змаевича, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем. Затем совершил прорыв другой отряд из 15 галер. Отряд Змаевича заблокировал корабли Эреншельда. Полагая что русские корабли будут осуществлять прорыв тем же путем, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, главные гребные силы русского флота прошли вдоль берега и соединились с авангардом. 27 июля в 14 часов русский авангард( 23 корабля )атаковал отряд контр-адмирала Эреншельда построившего свои корабли по вогнутой линии, фланги которой прикрывались островами. Огнем корабельных орудий две первые атаки русских были отбиты. Третья отака началась на фланговые корабли шведов, что не позволило им использовать превосходство в артиллерии. Корабли были взяты на абордаж. Петр1 лично учавствовал в абордажной атаке. После упорного боя были захвачены все 10 кораблей Эреншельда. Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые производились набеги галерного флота.
Гренгамский бой
9 августа 1720 года
Бой у острова Гренгам 9 августа 1720 года между отрядом русских галер и шведской эскадрой имел важное политическое значение в ходе Северной войны. В конце июля 1720 года к Аландским островам в Ботническом заливе вышел отряд гребных судов (52 галеры) с 11-и тысячным десантом под командованием генерала М.М.Голицына. Петр1 поставил отряду задачу вытеснить шведов из этого района. Шведская эскадра вице-адмирала К.Шеблада (1 линейный корабль, 4 фрегата и 9 малых судов) попыталась атаковать русский отряд на подходе к островам. Голицын успел занять выгодную позицию в проливе Флисесунд, расположив свои суда полукругом. Шведская эскадра, увлекшись преследованием русских галер, вошла в мелководный пролив, где два фрегата сели на мель. В последовавшем затем ожесточенном абордажном бою все шведские фрегаты были захвачены, уйти удалось только флагманскому линейному кораблю. Эта победа позволила русскому флоту укрепиться в Аландском архипелаге, что имело большое значение для действий на коммуникациях противника.
Чесменский бой
9 июля 1770 года
Чесменский морской бой между расской и турецкой эскадрами произошел в Чесменской бухте Хиосского пролива Эгейского моря во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов.Чесменский бой Русская эскадра (9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17 вспомогательных судов) под командованием генерал-аншефа А.Г.Орлова обнаружила турецкую эскадру (16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 50 малых судов) под командованием капудан-паши Д.Хасан-бея. Турецкие корабли построенные в две боевые линии стояли на якоре в Хиосском проливе в полумиле от берега. 7 июля на военном совете был принят план атаки турецкого флота разработанный адмиралом Г.А.Спиридовым. Было решено пойти кильватерной колонной перпендикулярно турецкой боевой линии, атаковать с короткой дистанции авангард и часть центра противника, нанести удар несколькими кораблями по флагману турок и таким образом лишить их управления эскадрой. После ожесточенного двухчасового боя флагманский корабль турок Реал-Мустафа был уничтожен. В этом бою погиб и русский линейный корабль Евстафий свалившийся с турецким кораблем на абордаж. Потерявшая управление турецкая эскадра в беспорядке отступила в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где и была заблокирована руссой эскадрой. С целью окончательного разгрома турок в ночь на 9 июля в бухту вошел русский авангард из 7 кораблей под командой контр-адмирала С.К.Крейга. Став на якорь они открыли огонь зажигательными снарядами по турецким кораблям. Затем в атаку пошли 4 брандера. В завязавшемся бою один брандер под командованием лейтенанта Д.С.Ильина сумел прорваться к неприятелю и поджечь турецкий линейный корабль. Вскоре пожар распространился и на другие турецкие корабли. К утру турецкая эскадра перестала существовать. Было уничтожено 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 малых судов.1 линейный корабль, 5 галер сдались в плен. Турки потеряли в этом бою погибшими 10-11 тысяч человек. Русский флот в ночном бою потерял 11 человек. Чесменский бой имел огромное военно-стратегическое значение. Русский флот стал безраздельно господствовать в Архипелаге, а Турция лишившись флота была вынуждена сосредоточить все усилия на защите пролива Дарданеллы.
Сражение у острова Тендра
11 сентября 1790 года
Присоединение Крыма к России в 1783 году и усиление русского флота привели к обострению русско-турецких отношений. В августе 1787 года Турция объявила России войну. Летом 1790 года сухопутная армия России развернула наступление на Дунае. Для ее поддержки в Херсоне была создана гребная флотилия под командой О.М.Дерибаса, но из за присутствия в море мощной турецкой эскадры, она не могла осуществить переход на Дунай. Из Севастополя на помощь ей вышла эскадра контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 23 вспомогательных судна). Вначале турки решили не принимать бой. Они обрубили якорные канаты и начали отход. Эскадра Ушакова немедленно атаковала противника, даже не перестроив корабли из походного порядка в боевой. Когда русская эскадра приблизилась на дистанцию картечного выстрела, командующий турецкого флота капудан-паша Хусейн приказал лечь на обратный курс чтобы прикрыть свой арьергард. Воспользовавшись задержкой, русская эскадра легла на параллельный курс, и сократив дистанцию открыла сильный огонь по флагману турок. После полуторачасового боя турецкая эскадра получив значительные повреждения вышла из боя. На рассвете выяснилось, что они находятся в непосредственной близости от русских кораблей. Ушаков отдал приказ преследовать противника, стремящегося уйти к Босфору. В результате боя насколько турецких кораблей было уничтожено (в том числе лучший турецкий корабль Капудание), а линейный корабль Мелеки-Бахри захвачен в плен (введен в строй под названием Иоанн Предтеча). Сражение у острова Тендра открыло путь русской гребной флотилии и сыграло важную роль в победе России в войне 1787-1791 годов.
Синопское сражение
1 декабря 1853 года
В 1853 году Турция открыла боевые действия против России положив начало Крымской войне 1853-1856 годов. В ноябре турецкая эскадра под командованием Осман-паши (7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата, 2 брига и 2 транспорта) встала на рейде Синопа под защитой береговых батарей, готовясь высадить десант в районе Поти и Сухуми. Русская эскадра вице-адмирала П.С.Нахимова (6 линейных кораблей и 2 фрегата) заблокировала турок с моря. Поскольку турецкая эскадра могла быть усилена кораблями англо-французской эскадры, Нахимов решил уничтожить турецкую эскадру в базе. Синопское сражение началось 1 декабря 1853 года в 12 часов 30 минут и продолжалось до 17 часов. Турки первыми открыли огонь по русским кораблям входящим на рейд двумя кильватерными колоннами. Русские корабли, заняв выгодные позиции и используя преимущество в артиллерии, открыли сильный ответный огонь. Через полчаса боя, турецкий флагман Авни-Аллах и фрегат Фазлы-Аллах, объятые пламенем выбросились на мель. Затем были подавлены береговые батареи, подожжены или повреждены другие турецкие корабли. В этом бою турки потеряли 15 кораблей и свыше 3 тысяч человек убитыми и ранеными. Потери русской эскадры составили 37 убитых и 235 раненых, некоторые корабли получили повреждения. Разгром турецкой эскадры значительно ослабил морские силы Турции. Синопское сражение стало последним в истории крупным сражением эпохи парусного флота. На смену парусам пришел паровой двигатель.
Бой Варяга и Корейца
27 января 1904 года
26 января 1904 года японская эскадра адмирала Уриу (1 броненосный крейсер, 5 бронепалубных крейсеров, 8 миноносцев, 1 посыльное судно) и несколько транспортов вошли на рейд Крейсер 'Варяг' уходит в бойЧемульпо, где находились русские крейсер Варяг и канонерка Кореец, а так же английский крейсер Телбот, французский- Паскаль, итальянский- Эльба и американский- Виксбург. Японцы сразу же приступили к высадке десанта. С наступлением темноты, японские миноносцы навели торпедные аппараты на русские корабли. Всю ночь дежурили у орудий русские комендоры. Никто еще не знал, что в эту ночь уже гремели взрывы в Порт-Артуре, оседали подорванные японцами корабли. К утру японцы высадили на берег трехтысячный десант и японская эскадра снялась с якорей. В 7 часов 30 минут командиры иностранных кораблей получили уведомление адмирала Уриу о предстоящем нападении на русские корабли. Командир Варяга В.Ф.Руднев получил официальный ультиматум с требованием покинуть порт до полудня, в противном случае Уриу угрожал атаковать русских на рейде. Командиры иностранных кораблей ограничились протестом ответ на который получили лишь через три дня- инцидент исчерпан "ввиду решения, принятого храбрым русским командиром." В 10 утра на собрании офицеров было принято решение прорываться, а в случае неудачи взорвать корабли. В 11 часов 10 минут русские корабли снялись с якорей, и под звуки русского гимна дали ход. Японская эскадра сторожила русские корабли в 10 милях от Чемульпо. Присутствие у японцев Асамы -одного из лучших броненосных крейсеров мира- делало положение русских кораблей совершенно безнадежным. Гордым молчанием ответил Варяг на японский сигнал о сдаче. В 11 часов 45 минут загремели первые выстрелы с Асамы. Через две минуты Варяг начал пристрелку правым бортом. Один из первых японских снарядов разрушает верхний носовой мостик. Черный столб дыма на месте взрыва позволяет японцам легко корректировать стрельбу. Русские стреляют бронебойными снарядами, которые пробив броню, взрываются внутри корабля, поэтому они не дают такого внешнего эффекта как японские, за попаданиями их следить сложно. Асама ведет усиленный огонь, отвлекая внимание на себя и позволяя остальным кораблям почти безнаказанно расстреливать русский крейсер. Между тем японцы, пристрелявшись, обрушивают на Варяг всю мощь сосредоточенного огня шести крейсеров. Их снаряды рвут небронированные борта русского крейсера, вокруг корабля вздымаются огромные фонтаны воды. В 12 часов 5 минут Варяг был в восьми милях от Чемульпо. Путь в море по прежнему преграждала японская эскадра. Командир решает повернуть вправо, чтобы ввести в двействие орудия левого борта и выйти из под обстрела. Расстояние до противника сокращается до 30 кабельтовых. Именно в это время корабль получает самые тяжелые повреждения. Сильный огонь открыл в это время Кореец прикрывая поворот Варяга. Его снаряды наконец-то достигают японцев: на четвертом корабле в японском строю вспыхивает пожар, на глазах у всех начинает тонуть миноносец. По мере поворота включаются в дуэль орудия левого борта Варяга. А вот и результаты- взрыв на Асаме свидетельствует о новом попадании. Кормовой мостик разрушен, начинается пожар, и Асама прекращает огонь. Его кормовая башня бездействует до конца боя. Вслед за Варягом меняет курс и Кореец, описав циркуляцию в противоположную сторону. Ведя огонь, Кореец прикрывает отход израненого, но не побежденного Варяга. В 12 часов 45 минут с подходом к рейду бой прекратился. Выпустив по врагу 1105 снарядов, потеряв 45% команды на верхней палубе, с многочисленными пробоинами и с креном на левый борт в 13 часов 15 минут Варяг отдает якорь на рейде. Осмотр повреждений показал, что крейсер утратил свою боевую силу. В бою погибло 7 офицеров и 115 матросов. В сложившейся ситуации В.Ф.Руднев согласился с мнением военного совета- корабли уничтожить, а команде перейти на крейсера стационеров. В 15 часов 30 минут на Варяге открыли кингстоны, а Кореец был взорван. В 18 часов 10 минут Варяг лег на борт, еще мгновение- и крейсер скрылся под водой...
Бой крейсера Новик у Корсаковского поста
7 августа 1904 года
7 августа в 6 часов утра, после десятидневного перехода из Порт-Артура и прорыва сквозь японскую эскадру, крейсер Новик бросил якорь на рейде Корсаковского поста (южная оконечность Сахалина). В 9.30 началась погрузка угля. Все население поселка вышло на помощь команде крейсера. На пристань уголь возили на телегах, носили в мешках, ведрах и корзинах. Одновременно с погрузкой приступили к замене лопнувших трубок в котлах. На подогреве находились два котла, остальные были заглушены. Около 14.30 радиотелеграф крейсера начал принимать сигналы, несомненно принадлежащие неприятелю. С берега семафором была вызвана команда и приступила к подготовке к возможному бою. Также требовалось срочно разводить пары в заглушенных котлах. В 16.00 крейсер снялся с якоря и взял курс на юг. Вскоре на горизонте показался дым и Новик дал полный ход повернув на восток. Вскоре удалось определить противника. Им оказался японский крейсер Цусима, посланный командиром крейсера Читозе, стерегшим выход из пролива Лаперуза, обследовать Корсаковский пост. В 17.00 крейсер Цусима повернул наперерез Новику. Расстояние сократилось до 40 кабельтов и Новик открыл огонь правым бортом. Снаряды легли рядом с противником. Крейсер Цусима открыл ответный огонь. Чтобы сбить пристрелку противнику Новик постоянно менял курс. В 17.20 неприятельский снаряд попал в румпельное отделение, которое стало заполняться волой, затем еще несколько снарядов попали в крейсер. Аварийная команда делала все, чтобы заделать пробоины. В этот момент в двух котлах лопнули водогрейные трубки и скорость корабля резко упала. В 17.35 сразу два снаряда попали ниже ватерлинии, вышли из строя еще два котла. Крейсер сел кормой почти на метр. Скорость уменьшилась почти в два раза и стало ясно что уйти не удастся. Новик лег на обратный курс. Крейсер Цусима лег на расходящийся курс и прекратил огонь. Было видно, что противник идет с креном и управляется машинами. В 18.20 Новик пришел на Корсаковский рейд и начал исправлять повреждения. Выяснилось, что Новик получил около десяти попаданий, три из них ниже ватерлинии, в исправности осталось шесть котлов из двенадцати. Всвязи с этим, капитан корабля Щ.Ж.Шульц решил затопить корабль на отмели. В 22.00 на крейсере открыли кингстоны. Моряки не могли предполагать, что по Портсмутскому мирному договору южная часть Сахалина перейдет Японии. В 23.30 Новик лег на дно на глубине 9 метров. В этом бою на Новике погибло 4 человека.
Сражение в Желтом море
28 июля 1904 года
Детальное описание сражения 1-й Тихоокеанской эскадры с японским флотом в Желтом море Вы можете прочитать на странице Судьба 1-й Тихоокеанской эскадры
Цусимское сражение
14-15 мая 1905 года
Детальное описание сражения 2-й Тихоокеанской эскадры с японским флотом адмирала Того Вы можете прочитать на странице 2-я Тихоокеанская эскадра - хроника перехода

на главную страницу