На главную

 Севастополь
 Полтава
 Петропавловск
 Гангут
 Импер. Мария
 Екатерина II
 Александр III

Линейные корабли.

В 1909 - 1914 годах Балтийским и Адмиралтейским заводами построены и введены в строй четыре однотипных линейных корабля для Балтийского флота:
Балтийский линкор

Линейный корабль Севастополь

Линейный корабль Севастополь заложен 3 июня 1909 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 16 июня 1911 года, вступил в строй 4 ноября 1914 года. Участвовал в первой мировой войне. Принимал участие в Февральской революции. В 1917 году вошел в состав Красного Балтийского флота. Участвовал в гражданской войне. В 1921 году вошел в состав Морских сил Балтийского моря. С 31 марта 1921 по 31 мая 1943 года назывался Парижская коммуна. Прошел капитальный ремонт в 1922 - 1925 годах. В 1928 году прошел модернизацию. В ноябре 1929 года убыл на Черное море. 18 января 1930 года прибыл в Севастополь, вошел в состав Морских сил Черного моря. В 1933 - 1938 годах прошел капитальный ремонт и модернизацию. Участвовал в Великой Отечественной войне. 8 июля 1945 года награжден орденом Красного Знамени. 24 июля 1954 года переклассифицирован в учебный линейный корабль. 17 февраля 1956 года исключен из списков судов ВМФ.
Технические данные:
Длина - 181,2 м. Ширина - 26,9 м. Осадка - 8,5 м. Водоизмещение - 23288 т. Мощность двигателей - 42000 лс. Скорость - 23 уз. (проектная) Вооружение - 12- 305 мм, 16- 120 мм, 2- 75 мм, 2- 63 мм, 1- 47 мм, 1-40 мм, 2 пулемета, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1125 человек Бронирование - 75-225 мм по ватерлинии, 25-50 мм палуба, 76-203 мм башни, 75-254 мм боевая рубка, 25 мм казематы

Линейный корабль Полтава

The battleship PoltavaЛинейный корабль Полтава заложен 3 июня 1909 года в Петербурге, спущен на воду 14 июня 1911 года, вступил в строй 4 декабря 1914 года. Участвовал в 1-ой мировой войне. Принимал участие в Февральской революции. В 1917 году вошел в состав Красного Балтийского флота. Участвовал в гражданской войне. С октября 1918 года находился в Петрограде на хранении, в ноябре 1919 года был сильно поврежден в результате пожара. В 1925 году был частично демонтирован и разоружен. Планировалась перестройка корабля в линейный крейсер, затем в аианосец. В 1940 году расформирован. Во время 2-й мировой войны корпус линкора использовался как щит для прикрытия от артиллерийских обстрелов противника. В 1949 году разделан на металл.
Технические данные:
Длина - 181,2 м. Ширина - 26,9 м. Осадка - 8,5 м. Водоизмещение - 23288 т. Мощность двигателей - 52000 лс. Скорость - 24,1 уз. Вооружение - 12- 305 мм, 16- 120 мм, 2- 75 мм, 2- 63 мм, 1- 47 мм, 1-40 мм, 2 пулемета, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1125 человек Бронирование - 75-225 мм по ватерлинии, 25-50 мм палуба, 76-203 мм башни, 75-254 мм боевая рубка, 25 мм казематы.

Линейный корабль Петропавловск

Линейный корабль Петропавловск заложен 3 июня 1909 года в Петербурге, спущен на воду 14 августа 1911 года, вступил в строй 9 декабря 1914 года. Участвовал в первой мировой войне. Принимал участие в Февральской революции. В 1917 году вошел в состав Красного Балтийского флота. Участвовал в гражданской войне. В 1921 году вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В марте 1921 года переименован в Марат. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928-1931 гг. Участвовал в советско-финляндской войне и Великой Отечественной войне. 23 сентября 1941 года во время авиационного налета, получил тяжелые повреждения, после чего находился без хода и использовался в качестве плавбатареи. В 1950 году переименован в Волхов. В 1951 году переформирован в несамоходное учебное судно. 4 сентября 1953 года исключен из списков судов ВМФ.
Технические данные:
Длина - 181,2 м. Ширина - 26,9 м. Осадка - 8,5 м. Водоизмещение - 23288 т. Мощность двигателей - 42000 лс. Скорость - 23 уз. (проектная) Радиус действия - 1625 миль Вооружение - 12- 305 мм, 16- 120 мм, 2- 75 мм, 2- 63 мм, 1- 47 мм, 1-40 мм, 2 пулемета, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1125 человек Бронирование - 75-225 мм по ватерлинии, 25-50 мм палуба, 76-203 мм башни, 75-254 мм боевая рубка, 25 мм казематы.

Линейный корабль Гангут

The battleship GangutЛинейный корабль Гангут заложен 3 июня 1909 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 11 сентября 1911 года, вступил в строй 19 июля 1914 года. Участвовал в первой мировой войне. В ноябре 1915 года на корабле произошло революционное выступление матросов. Принимал участие в Февральской революции. В 1917 году вошел в состав Красного Балтийского флота. Участвовал в гражданской войне. С октября 1918 года находился на долговременном хранении. В 1921 году вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В 1925 году - капитальный ремонт. 27 июня 1925 года переименован в Октябрьская революция. В 1931-1934 годах - модернизация. В 1935 году вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах. В 1942 году - модернизация: усиление зенитного вооружения. 22 июля 1944 года награжден орденом Красного Знамени. В 1954 году переклассифицирован в учебный линейный корабль. В 1956 году исключен из списков ВМФ.
Технические данные:
Длина - 182,9 м. Ширина - 26,9 м. Осадка - 8,3 м. Водоизмещение - 23288 т. Мощность двигателей - 42000 лс. Скорость - 23 уз. (проектная) Вооружение - 12- 305 мм, 16- 120 мм, 2- 75 мм, 2- 63 мм, 1- 47 мм, 1-40 мм, 2 пулемета, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1125 человек Бронирование - 75-225 мм по ватерлинии, 25-50 мм палуба, 76-203 мм башни, 75-254 мм боевая рубка, 25 мм казематы.

В 1912 - 1917 годах заводами "Руссуд" и ОНЗиВ построены и введены с строй три однотипных линейных корабля для Черноморского флота. Четвертый корабль из-за гражданской войны достроен не был:

Черноморский линкор

Линейный корабль Императрица Мария

Линейный корабль Императрица Мария был заложен в Николаеве, спущен на воду 19 октября 1913 года, вступил в строй 5 октября 1915 года. Участвовал в первой мировой войне. Погиб 7 октября 1916 года в Севастополе от взрыва погребов 130-мм снарядов. В мае 1919 года линкор был поднят, а в июне 1925 года продан слом. 21 ноября 1925 года исключен из списков флота.
Технические данные:
Длина - 168 м. Ширина - 27,43 м. Осадка - 8,36 м. Водоизмещение - 22600 т.(нормальное) Скорость - 21 уз. Мощность двигателей - 26500 лс. Дальность плавания - 1400 миль Вооружение - 12- 305 мм, 20- 130 мм, 4- 75 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1220 человек Бронирование - 102-262 мм по ватерлинии, 125-250 мм башни, 38-75 мм броневые палубы, 254 мм боевая рубка

Линейный корабль Екатерина II

The battleship Ekaterina IIЛинейный корабль Екатерина II заложен в Николаеве на стапелях ОНЗиВ 17 октября 1911 года, спущен на воду 24 мая 1914 года, вступил в строй 5 октября 1915 года. 27 июня 1915 года переименован в Императрицу Екатерину Великую. Участвовал в первой мировой войне. Принимал участие в операциях на коммуникациях противника, блокировал побережье Турции. В декабре 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В апреле 1918 года совершил переход из Севастополя в Новороссийск. 18 июня 1918 года по решению советского правительства потоплен торпедами, выпущенными с эсминца Керчь во избежание захвата германскими оккупантами.
Технические данные:
Длина - 169,46 м. Ширина - 28,07 м. Осадка - 8,36 м. Водоизмещение - 24960 т. Скорость - 21 уз. Мощность двигателей - 27000 лс. Дальность плавания - 1400 миль Вооружение - 12- 305 мм, 20- 130 мм, 8- 75 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1220 человек Бронирование - 102-262 мм по ватерлинии, 125-250 мм башни, 38-75 мм броневые палубы, 254 мм боевая рубка

Линейный корабль Император Александр III

Линейный корабль Император Александр III заложен в Николаеве в октябре 1911 года, спущен на воду 2 апреля 1914 года, вступил в строй в июне 1917 года. Участвовал в первой мировой войне. В конце апреля 1918 года участвовал в обороне Севастополя от германских оккупантов. В декабре 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. Был захвачен германскими войсками и в октябре 1918 года включен в состав их военно-морских сил. В ноябре 1918 года захвачен англо-французскими интервентами. С октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, в ноябре 1920 года уведен врангелевцами из Севастополя и в декабре 1920 года интернирован французами в Бизерте. В 1924 году признан правительством Франции собственностью СССР, но возвращен не был. В конце 1920-х годов продан на слом.
Технические данные:
Длина - 168 м. Ширина - 27,43 м. Осадка - 8,36 м. Водоизмещение - 23400 т. Скорость - 21 уз. Мощность двигателей - 28957 лс. Дальность плавания - 1400 миль Вооружение - 12- 305 мм, 18- 130 мм, 4- 75 мм, 4 торпедных аппарата Личный состав - 1220 человек Бронирование - 102-262 мм по ватерлинии, 125-250 мм башни, 38-75 мм броневые палубы, 254 мм боевая рубка

Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940
"История отечественного кораблестроения." Санкт-Петербург, Судостроение.1995

на главную страницу